Личный кабинет Напомнить пароль
Региональные программы
Региональные программы
Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" 
Программа по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2010 год
Программа по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2011 год
Программа "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
Эффективность реализации республиканских целевых программ за 2010 год
О внесении изменений в государственную программу "Содействие занятости населения РС (Я) на 2012-2016 годы"
Государственная программа РC(Я) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы"
Программа дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Республике Саха (Якутия) на 2012 год
Указ Президента РС (Я) «О внесении изменений в Указ Президента РС (Я) от 12 октября 2011 г. № 958 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Содействие занятости населения РС (Я) на 2012-2016 годы»
Указ Президента РС (Я) от 12 февраля 2013 г. № 1871 о внесении изменений в государственную программу «Содействие занятости населения РС (Я) на 2012-2016 годы»  
Об утверждении порядка предоставления в 2013 году субсидий из государственного бюджета РС (Я) на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Республике Саха (Якутия)
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2014 года «О внесении изменений в Указ Президента РС (Я) от 12 октября 2011 г. № 958 «О государственной программе РС (Я) «Содействие занятости населения РС (Я) на 2012-2016 годы»
Статистика
Аналитика
Рынок труда Республики
Наиболее востребованные профессии

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2010 год

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 14 января 2010 года № 9
(новая редакция)

Программа
дополнительных мер по снижению напряженности
на рынке труда в Республике Саха (Якутия)
на 2010 год



СОДЕРЖАНИЕ

 
Паспорт Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2010 год        3

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами   5
2. Система программных мероприятий                                                                                                                17
3. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль за ходом ее выполнения                   21
4. Финансирование мероприятий Программы                                                                                                    26
5. Оценка эффективности реализации Программы                                                                                           33
6. Сроки реализации Программы                                                                                                                            34

Приложения:№ 1. Баланс рабочих мест по Республике Саха (Якутия) на 2010 год
    

№ 1.1. Баланс трудовых ресурсов в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 2. Основная кадровая потребность для реализации крупных инвестиционных проектов на 2010 год

№ 3. Объемы финансирования мероприятий Программы

№ 4. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения в Республике Саха (Якутия)  в 2010 году

№ 5. Организация общественных работ в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 6. Организация стажировки выпускников высшего, среднего и начального профессионального образования в целях приобретения ими опыта работы в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 7. Содействие трудоустройству инвалидов в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 8. Содействие самозанятости безработных в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 9. Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 10. Перечень образовательных учреждений, на базе которых будет организовано профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 11. Численность иностранных работников в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 11.1. Замещение российскими работниками рабочих мест, высвобождаемых иностранными работниками в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 12. Реализация дополнительных мероприятий в системообразующих предприятиях в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 13. Мероприятия по перераспределению трудовых ресурсов в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 14. Мероприятия по опережающему обучению высвобождаемых работников

под инновационные сферы деятельности в Республике Саха (Якутия) в 2010 году

№ 15. Общественные рабочие места  в организациях дорожного хозяйства  Республики Саха (Якутия) в 2010 году

№ 16. Мероприятия по снижению напряженности на градообразующих предприятиях в Республике Саха (Якутия) на 2010 год

№ 17. Отраслевая направленность программных мероприятий в 2010 году в Республике Саха (Якутия)

№ 18. Территориальная направленность программных мероприятий в 2010 году в Республике Саха (Якутия)

 


ПАСПОРТ

Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда

в Республике Саха (Якутия) на 2010 год

 
Наименование Программы
    

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) на 2010 год (далее - Программа)

 

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти
    

Комитет занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия)

 

Основание для разработки Программы
    

Закон Российской Федерацииот 19.04.1991
№ 1032-I«О занятости населения в Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации
от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

 

Срок реализации Программы
    

2010 год

 

Цель Программы
    

Принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Республике Саха (Якутия)

 

Задачи Программы
    

1. Поддержка занятости работников градообразующих (системообразующих) предприятий.

2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.

3. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

4. Развитие территориальной трудовой мобильности населения Республики Саха (Якутия).

 

Основные мероприятия Программы
    

1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников).

2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу.

3. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

 

4. Содействие трудоустройству инвалидов.

5. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

6. Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.

 

Объёмы и источники финансирования Программы
    

Общий объём финансирования Программы в 2010 году – 379 034,45 тыс. рублей, в том числе:

субсидия федерального бюджета – 333 780,30 тыс. рублей;

средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 45 254,15 тыс. рублей (11,9% от общего объема финансирования).

 

Целевой показатель

Программы
    

Недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня в 2,6% в 2010 году. Напряженность на рынке труда снизится до 3 человек на 1 вакансию.

 

Показатели результативности Программы
    

Прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии, стажировка на новом рабочем месте) – не менее 2 000 работников предприятий, находящихся под риском увольнения;

создание не менее 5 000 временных рабочих мест в рамках организации общественных работ;

стажировка 705 выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы и последующее их трудоустройство;

содействие трудоустройству 170 инвалидам;

создание не менее 2 000 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

оказание адресной поддержки не менее 250 человек для переезда в другую местность для замещения рабочих мест.


   1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.

Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

Программа разработана в соответствии с Методическими рекомендациями Минздравсоцразвития РФ по разработке программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации.

Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:

1. Поддержка занятости работников градообразующих (системообразующих) предприятий.

2. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения.

3. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.

4. Развитие территориальной трудовой мобильности населения Республики Саха (Якутия).

Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в 2009 году была обусловлена влиянием глобального кризиса. В первом полугодии 2009 года валовой региональный продукт республики оценивается на уровне 95,3% к соответствующему периоду предыдущего года.

Реальный сектор продолжает испытывать на себе действие мультипликативного эффекта сжатия спроса. В результате снижения спроса наблюдается сокращение производства, ухудшение финансовых показателей, обостряется ситуация с взаиморасчетами.

В промышленности с марта 2009 года наблюдалось снижение индекса промышленного производства. Предварительно по итогам года индекс промышленного производства в республике составит 91,2% за счет падения добычи полезных ископаемых, в т.ч. каменного угля, алмазов, за счет снижения показателей обрабатывающих производств.

Значительное снижение добычи угля по сравнению с 2008 годом, более чем на 30% в целом по году, обусловлено резким спадом производства в металлургической промышленности как внутри страны, так и за ее пределами. В связи со значительным снижением уровня добычи на разрезе «Нерюнгринский» ОАО ХК «Якутуголь» по предварительной оценке объем добычи угля в 2009 году составил 7,1 млн. тонн, или 56,5% к уровню 2008 года.

Объем добычи алмазов в 2009 году оценивается на сумму 2316 млн. долл. США со снижением к уровню прошлого года на 12%. Учитывая тенденцию сокращения объема продаж в связи с падением спроса на мировых рынках, в 2009 году реализация сырых алмазов снизится на 26% к 2008 году.

В 2009 году в деятельности предприятий транспорта республики ожидается снижение объемов перевозки грузов всеми видами транспорта до 88,3%.

Численность населения Республики Саха (Якутия) на 1 октября 2009 года по оценке составила 949,9 тыс. человек, или 99,8% к соответствующему периоду 2008 года.

В 2009 году ситуация на рынке труда республики характеризуется сохранением высокого уровня безработицы. На 01 декабря 2009 года уровень общей безработицы составил 8,8% от численности экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы – 2,6%.

Среднесписочная численность работников предприятий и организаций (без учета малых предприятий) в 2009 году в целом по республике сократится на 8,2 тыс. человек, или на 2,2%, и составит 362,5 тыс. человек. Сокращение среднесписочной численности работников ожидается по следующим видам экономической деятельности: «добыча полезных ископаемых» - на 9%, или 3,5 тыс. человек, «обрабатывающие производства» - на 9,4%, или 1,5 тыс. человек.

Общую ситуацию в сфере занятости и на рынке труда характеризуют следующие данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Численность экономически активного населения РС(Я) (тыс. человек)

 
    

2007 г.
    

2008 г.
    

2008 г. в %

к 2007 г.
    

2009 г.

(на 01.12.)

Экономически активное население
    

495,3
    

502,7
    

101,5
    

502,4

 в том числе:
    

 
    

 
    

 
    

 

занятые в экономике
    

457,7
    

457,2
    

99,9
    

458,1

безработные
    

37,6
    

45,4
    

120,7
    

44,3

 в том числе зарегистрированные
    

13,8
    

12,4
    

89,9
    

13,1

уровень общей безработицы, %
    

7,6
    

9,0
    

 
    

8,8

уровень регистрируемой безработицы, %
    

2,8
    

2,5
    

 
    

2,6

В 2009 году на рынке труда Республики Саха (Якутия) продолжаются негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:

высвобождение рабочей силы, увеличение количества предприятий и организаций, планирующих сокращение рабочих мест;

введение режима неполной занятости.

По состоянию на 13 января 2010 года в органы службы занятости населения о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников заявило 701 предприятие республики из 32 улусов (районов).

За период с начала мониторинга численность заявленных к увольнению работников составила 8,8 тыс. человек. Это 7,3% к среднесписочной численности работников данных предприятий (119,6 тыс. чел.). Численность работников, высвобожденных с начала ведения мониторинга, составила 4,9 тыс. человек. Из них трудоустроено 1,5 тыс. человек, в т.ч. на прежнем предприятии.

Из числа высвобожденных из предприятий обратились в органы службы занятости в поиске работы 2,7 тыс. человек, из них трудоустроено 565 человек, признано безработными 1,5 тыс. человек, направлено на профессиональное обучение 240 человек.

По данным мониторинга наибольшее высвобождение работников произошло на предприятиях, относящихся к следующим видам экономической деятельности: «добыча полезных ископаемых» – 753 человека, или 15,4% от всей численности уволенных, «строительство» - 473 человека (9,7%).

В целом под угрозой увольнения по данным мониторинга находятся 5,9 тыс. человек на 61 предприятии республики. 4,6 тыс. работников находятся в вынужденном простое, 0,8 тыс. человек работают неполное рабочее время, 464 работника находятся в отпусках без сохранения зарплаты.

По результатам еженедельного мониторинга ситуации на рынке труда за период с начала 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, возросла на 7% и по состоянию на 13 декабря 2009 года составила
13,1 тыс. человек. При этом уровень регистрируемой безработицы возрос с 2,5% до 2,6% от численности экономически активного населения. Коэффициент напряженности на рынке труда составил 4 человека на одну вакансию.

            В целом динамика регистрируемой безработицы в Республике Саха (Якутия) характеризуется следующим образом:

                                                                      

Динамика регистрируемой безработицы в Республике Саха (Якутия)

 
    

2006
    

2007
    

2008
    

2009
    

2010

прогноз

Численность зарегистрированных безработных на конец года (тыс. чел.)
    

14,0
    

13,8
    

12,4
    

13,1
    

14,5

Уровень регистрируемой безработицы

в % от численности экономически активного населения
    

2,8
    

2,8
    

2,5
    

2,6
    

2,6

Коэффициент напряженности на рынке труда (чел. на 1 вакансию)
    

4,1
    

3,7
    

2,4
    

4,0
    

3,0

 

Cреди безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (январь-сентябрь 2009 года), жители сельской местности (8,4 тыс. чел.) составляют 65,7% от их общей численности. Увеличение удельного веса сельских жителей среди регистрируемых безработных характеризует тенденцию последних пяти лет.

По последним данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого органами статистики, уровень общей безработицы в сельской местности превышает уровень общей безработицы и составляет 10,3% от численности экономически активного населения. В городской местности уровень общей безработицы составил 8,0%.

В январе-ноябре 2009 года в поисках работы в органы службы занятости обратились 2,1 тыс. выпускников учреждений профессионального образования. Из них трудоустроено 1,3 тыс. выпускников, были признаны безработными 1,3 тыс. человек.

В 2010 году численность выпускников образовательных учреждений, нуждающихся в содействии трудоустройству, сохранится на уровне 2009 года. По предварительным данным численность выпускников государственных образовательных учреждений дневной формы обучения в 2010 году составит около 9,1 тыс. человек. Из них около 1,7 тыс. человек будут испытывать сложности в поисках работы и обратятся в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве.

По предварительным прогнозам в течение 2010 года напряженность ситуации в сфере занятости и на рынке труда сохранится. Количество обращений незанятого населения в поисках работы в органы службы занятости населения в 2010 году может достигнуть 90 тыс. человек (по критическому сценарию), что в 1,5 раза больше, чем
в 2008 году, в их числе высвобожденные работники за счет ликвидации рабочих мест составят 17 тыс. человек. В связи с сохранением напряженности на рынке труда предполагается, что численность зарегистрированных в службе занятости безработных превысит уровень 2009 года и в конце 2010 года составит 14,5 тыс. человек.


Ситуация на рынке труда в монопрофильных населенных пунктах

Наиболее напряженная ситуация может сложиться в районах с моноэкономической структурой производства. В Республике Саха (Якутия) имеются населенные пункты, градообразующие предприятия которых могут в ближайшее время при поддержке государства восстановить эффективную деятельность и обладают уникальным для страны потенциалом.

Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с предложениями Правительства Республики Саха (Якутия) в перечень монопрофильных населенных пунктов включены следующие населенные пункты Республики Саха (Якутия):

№ п/п
    

Населенный пункт
    

Градообразующее предприятие

1.                   
    

г. Мирный
    

ЗАО АК «АЛРОСА»

2.                   
    

г. Ленск
    

ЗАО АК «АЛРОСА» (Ленский улус)

3.                   
    

п. Чернышевский, Мирнинский район
    

Вилюйский филиал ОАО «Теплоэнергосервис»

4.                   
    

п. Светлый, Мирнинский район
    

ОАО «Вилюйская ГЭС-3»

5.                   
    

п. Джебарики-Хая, Томпонский район
    

ОАО «Шахта Джебарики-Хая»

6.                   
    

п. Звездочка, Усть-Майский район
    

ООО «Артель старателей «Дражник»»

7.                   
    

п. Солнечный, Усть-Майский район
    

ОАО «Старательская артель

«Золото Ыныкчана»»

8.                   
    

п. Югоренок, Усть-Майский район
    

ООО «Рудник «Дуэт»»

9.                   
    

п. Мохсоголлох, Хангаласский район
    

ОАО ПО «Якутцемент»

10.               
    

п. Нижний Куранах, Алданский район
    

ОАО «Алданзолото ГРК»

11.               
    

п. Кысыл-Сыр, Вилюйский район
    

Филиал ОАО «Якутгазпром – газопромысловое управление»

12.               
    

п. Серебряный Бор, Нерюнгринский район
    

Филиал «Нерюнгринская ГРЭС»

ОАО «ДГК»»

13.               
    

п. Хани
    

ТОП ГУП «Коммунальные системы БАМА» (Амур)

14.               
    

п. Витим, Ленский район
    

Ленский филиал ОАО «Сургутнефтегаз» (Тюменская область)

15.               
    

п. Депутатский, Усть-Янский улус*
    

ООО «Сахаолово»

 

*) предложение Министерства экономического развития РС(Я) о включении
п. Депутатский в перечень монопрофильных населенных пунктов направлено 22 октября 2010 года № И-02–287.

 

г. Мирный:Численность постоянного населения на начало 2010 года составляет 36,1 тысячи человек, что на 410 человек ниже уровня прошлого года. При этом отмечается снижение численности населения трудоспособного возраста на 5,4%. Наблюдается резкий рост уровня зарегистрированной безработицы, который составил 1,2% экономически активного населения, что в 4 раза превышает уровень 2008 года. Напряженность на рынке труда составила 22,3 человека на 1 вакансию. По сравнению с 2008 годом среднемесячная заработная плата снизилась на 2% и составила 37,5 тысячи рублей.

Градообразующим предприятием города Мирный является АК «АЛРОСА» (ЗАО) - один из лидеров в области разведки, добычи и реализации алмазов, производства бриллиантов. По прогнозным данным Компании (по пессимистическому сценарию) в 2010 году предполагается временная приостановка работ 2119 человек, высвобождение персонала – 9900 человек.

г. Ленск:Численность постоянного населения и численность населения трудоспособного возраста за 2009 год сохранилась на уровне 2008 года и составила 24,5 и 16,2 тысячи человек соответственно. Среднемесячная заработная плата выросла на 9,9% и составила 25,8 тысячи рублей, или 98,9% среднереспубликанского уровня заработной платы, за счет предприятий по нефте- и газодобыче.

Наблюдается рост зарегистрированной безработицы на 33,3%, уровень регистрируемой безработицы составил 1,2% экономически активного населения. Напряженность на рынке труда – 72 человека на 1 вакансию. В 2009 году резко выросла численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя или по соглашению между работником и работодателем, почти в 27 раз (2009 год – 320 человек, 2008 год –
12 человек). В ОАО «Ленанефтегаз» по данным мониторинга ситуации на рынке труда численность работников предприятия, занятых в режиме неполного рабочего времени составила 1234 человека.

Градообразующим предприятием города Ленска является АК «АЛРОСА» (ЗАО).

п. Чернышевский(Мирнинский район): Численность постоянного населения на начало 2009 года составляет 5,2 тысячи человек, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 2,9 тысячи человек. Численность безработных возросла в течение 2009 года в 1,6 раза и составила 106 человек. Коэффициент напряженности на рынке труда при этом составил 6,1 человек на 1 вакансию. Уровень регистрируемой безработицы – 3,6%.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является Вилюйский филиал ОАО «Теплоэнергосервис». В Iквартале 2010 года на предприятии предполагается к увольнению 10 работников.

п. Светлый(Мирнинский район): Численность постоянного населения на начало 2009 года составляет 3,5 тысячи человек, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 2,2 тысячи человек. Численность регистрируемых безработных возросла в 1,7 раза и составила 62 человека. Коэффициент напряженности на рынке труда составил 3 человека на 1 вакансию. Уровень регистрируемой безработицы – 0,2%.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является ОАО «Вилюйская ГЭС-3». Вилюйская ГЭС-3 предназначена для энергоснабжения алмазодобывающей промышленности, перспективной добычи других полезных ископаемых (в частности, нефти и газа), а также для энергоснабжения жилищно-коммунальной сферы.

В ОАО «Вилюйская ГЭС-3»за январь-ноябрь 2009 года среднесписочная численность работающих снизилась на 21,1%, при этом темп роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составил 10,9%.

п. Джебарики-Хая(Томпонский район): Численность постоянного населения на начало 2009 года составляет 1,9 тысячи человек, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 1,4 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы – 0,4%, коэффициент напряженности на рынке труда – 1,1 человек на 1 вакансию.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является ОАО «Шахта Джебарики-Хая» – угледобывающая компания.

В ОАО «Шахта Джебарики-Хая»за январь-ноябрь 2009 года объем отгруженных товаров в натуральном выражении снизился на 12,5% по сравнению с 2008 годом, среднесписочная численность составила 440 человек, или 99,1% к уровню 2008 года, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 30,3 тысячи рублей с темпом роста 12%.

п. Звездочка(Усть-Майский район): Численность постоянного населения на начало 2009 года составляет 0,6 тысячи человек, доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составляет 83%.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является ООО «Артель старателей «Дражник» – золотодобыча.

В ООО «Артель старателей «Дражник»»за январь-ноябрь 2009 года объем отгруженных товаров в натуральном выражении снизился на 5,5% по сравнению с 2008 годом, среднесписочная численность составила 274 человека, или 70,9% к уровню 2008 года, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 30,5 тысячи рублей или выросла в 1,7 раза. По данным мониторинга в поселке в настоящее время безработных не зарегистрировано.

п. Солнечный(Усть-Майский район): Численность постоянного населения на начало 2009 года составляет 1,3 тысячи человек, доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составляет 53,6%. Уровень регистрируемой безработицы – 0,2%, коэффициент напряженности на рынке труда – 10 человек на 1 вакансию.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является ООО «Старательская артель «Золото Ыныкчана» – добыча полезных ископаемых (золото) открытым способом.

На данном предприятииза январь-ноябрь 2009 года объем отгруженных товаров в натуральном выражении снизился на 9% по сравнению с 2008 годом, среднесписочная численность составила 191 человек, или 75,8% к уровню 2008 года, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 8,7 тысячи рублей. В настоящее время предприятие испытывает значительные экономические трудности.

п. Югоренок(Усть-Майский район): Численность постоянного населения на начало 2009 года составляет 0,5 тысячи человек, доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составляет 75,4%. Уровень регистрируемой безработицы – 0,7%, коэффициент напряженности на рынке труда – 47 человек на 1 вакансию.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является ООО «Рудник «Дуэт» – золотодобывающее предприятие. Поселок Югоренок подлежит закрытию.

п. Мохсоголлох(Хангаласский район): Численность постоянного населения на начало 2009 года составляет 6,3 тысячи человек, трудоспособного населения в трудоспособном возрасте - 3,5 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы – 0,5%, коэффициент напряженности на рынке труда – 4,4 человека на 1 вакансию. Численность регистрируемых безработных – 74 человека.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является ОАО ПО «Якутцемент» – производитель цемента в Республике Саха (Якутия).

В 2009 году Правительством Республики Саха (Якутия) предоставлены государственные гарантии под кредит на 145 млн. рублей ОАО ПО «Якутцемент».

В ОАО ПО «Якутцемент»за январь-ноябрь 2009 года объем отгруженных товаров в натуральном выражении вырос на 14,2% по сравнению с 2008 годом, среднесписочная численность составила 697 человек, или 95,7% к уровню 2008 года, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 24,6 тысячи рублей и выросла на 4,3%.

п. Нижний Куранах(Алданский район): Численность постоянного населения на начало 2009 года составляет 6,4 тысячи человек, трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 4,2 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы – 0,1%, коэффициент напряженности на рынке труда – 1 человек на 1 вакансию.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является ОАО «Алданзолото ГРК».

В ОАО «Алданзолото ГРК»за январь-ноябрь 2009 года объем отгруженных товаров в натуральном выражении вырос на 52,3% по сравнению с 2008 годом, среднесписочная численность составила 1665 человек, или 95,9% к уровню 2008 года, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 35,6 тысячи рублей, или выросла на 14,7%.

п. Кысыл-Сыр(Вилюйский район): Численность постоянного населения на начало 2009 года составляет 4,0 тысячи человек, трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 2,8 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы – 0,1%, коэффициент напряженности на рынке труда – 25 человек на 1 вакансию.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является филиал ОАО «Якутгазпром» - газопромысловое управление. В настоящее время предприятие испытывает экономические сложности.

п. Серебряный Бор(Нерюнгринский район): Численность постоянного населения на начало 2009 года составляет 4,9 тысячи человек, численность занятых в экономике -
2,9 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы – 0,1%, коэффициент напряженности на рынке труда – 1 человек на 1 вакансию.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является филиал «Нерюнгринская ГРЭС» ОАО «ДГК». В филиале «Нерюнгринская ГРЭС» ОАО «ДГК»за январь-ноябрь 2009 года объем отгруженных товаров в натуральном выражении вырос на 42% по сравнению с 2008 годом, среднесписочная численность работающих составила 97,9% к уровню прошлого года, рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составил 19,5%.

п. Витим(Ленский район): На конец 2009 года наблюдается незначительный рост численности постоянного населения, которая составляет 4,2 тысячи человек, доля численности населения трудоспособного возраста составляет 48,4%. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1% экономически активного населения. Численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя или по соглашению между работником и работодателем, составила 460 человек. Уровень регистрируемой безработицы – 0,1%, коэффициент напряженности на рынке труда – 7 человек
на 1 вакансию.

По сравнению с 2008 годом отмечается снижение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на 3% и составляет 44,2 тысячи рублей.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является Ленский филиал ОАО «Сургутнефтегаз». В Ленском филиале ОАО «Сургутнефтегаз»за январь-ноябрь 2009 года среднесписочная численность работников составила 100,7% к уровню прошлого года, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла на 2%.

п. Хани(Нерюнгринский район): Численность постоянного населения на начало 2009 года составляет 0,6 тысячи человек, доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте составляет 49%. Уровень регистрируемой безработицы – 0,1%, коэффициент напряженности на рынке труда – 23 человека на 1 вакансию.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является ТОП ГУП «Коммунальные системы БАМА», зарегистрировано в Амурской области.

п. Депутатский(Усть-Янский район): На конец 2009 года наблюдается незначительное снижение численности постоянного населения, которая составила
3,0 тысячи человек, доля численности населения трудоспособного возраста составляет 62,4%. По сравнению с 2008 годом отмечается рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на 27,4% и составляет 26,6 тысячи рублей.

Градообразующим предприятием данного населенного пункта является ОАО «Сахаолово». В ОАО «Сахаолово» среднесписочная численность работников составила 151 человек, или 38,6% к уровню 2008 года, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 30,9 тысячи рублей. Предприятие находится в сложном финансово-экономическом положении. Продолжается процесс высвобождения работников предприятия. В течение 2009 года по сокращению численности (штата) уволено 103 работника, из них признаны безработными 84 человека. В органах службы занятости зарегистрированы в качестве безработных 126 человек, или в 1,2 раза больше, чем на начало 2009 года.  Уровень регистрируемой безработицы – 2,5%, коэффициент напряженности на рынке труда – 35,6 человека на 1 вакансию.

С начала влияния кризисных явлений значительная часть данных предприятий столкнулась с резким сокращением спроса на производимую продукцию, что повлекло серьезное ухудшение финансово-хозяйственной деятельности предприятий и способствовало повышению напряженности на рынке труда монопрофильных территориальных образований.

В Республике Саха (Якутия) утвержден перечень из 58 системообразующих предприятий республиканского значения. В целом по кругу системообразующих предприятий республики наблюдается ухудшение показателей состояния расчетов предприятий, а также сохраняется напряженная ситуация с сохранением рабочих мест и занятости работников.

Динамику ситуации в сфере занятости работников градо- и системообразующих предприятий отслеживает мониторинг увольнения работников. В настоящее время
26 системообразующих предприятий республики представили сведения о работниках, находящихся под риском увольнения.

По данным мониторинга на начало 2010 года в структурных подразделениях АК «АЛРОСА» под риском увольнения находятся 3 тыс. человек, в т.ч. в Айхальском ГОКе – 597 человек, Удачнинском ГОКе - 796 человек, Мирнинском ГОКе – 326 человек, в ОАО ХК "Якутуголь" - 544 человека. В ближайшие 2 месяца 2010 года, по прогнозу, будут находиться под угрозой увольнения в ОАО «Железные дороги Якутии» - 785 человек, в ОАО «Домостроительный комбинат» - 80 человек, в ОАО «Якутскэнерго» - 100 человек, «Якутскгеология» - 70 человек.

 



п/п
    

 
    

Среднесписочная численность работников на начало процесса увольнения (без совместителей), чел.
    

Численность работников, предполагаемых к увольнению, чел.
    

Численность работников,

уволенных с начала высвобождения, чел.
    

Численность работников,

находящихся в простое, чел.
    

Численность работников, работающих неполное рабочее время, чел.
    

Численность работников,

которые находятся в отпусках

без сохранения зарплаты, чел.
    
 
 
 

1
    

2
    

3
    

4
    

5
    

6
    

7
    

8
    

 

1
    

ЗАО АК "АЛРОСА», в т.ч.
    

30163
    

1130
    

636
    

3047
    

79
    

60
    

 

1.1
    

Нюрбинский ГОК

АК "АЛРОСА", г. Мирный
    

1 138
    

7
    

7
    

39
    

0
    

0
    

 

1.2
    

Мирнинский ГОК

АК "АЛРОСА", г. Мирный
    

3 669
    

49
    

0
    

326
    

0
    

0
    

 

1.3
    

"Удачнинский ГОК"

АК "АЛРОСА", г. Удачный
    

4 101
    

0
    

0
    

796
    

0
    

0
    

 

1.4.
    

"Айхальский ГОК"

АК "АЛРОСА", п. Айхал
    

4 743
    

0
    

0
    

479
    

66
    

52
    

 

2.
    

ОАО ХК "Якутуголь",

г. Нерюнгри
    

4844
    

80
    

41
    

288
    

0
    

256
    

 

 

В целях организации мероприятий временной поддержки системо- и градообразующих предприятий в рамках Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда необходимо включение системо- и градообразующих предприятий в число участников Программы с целью организации опережающего профессионального обучения работников в случаях вынужденного простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления вынужденных отпусков по инициативе работодателя, в частности АК «АЛРОСА», ОАО ХК «Якутуголь», ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», ОАО АК «Железные дороги Якутии», ОАО «Домостроительный комбинат», ГУ ГГП «Якутскгеология», ОАО «Сахаолово» и др.

Количественные показатели, характеризующие ситуацию в сфере занятости на градо- и системообразующих предприятиях республики, а также мероприятий по поддержке занятости работников данных предприятий, находящихся под риском увольнения, предполагаемые к реализации в рамках Программы, приведены в приложениях № 12, 16 к Программе.

В республике имеются населенные пункты, перспективы которых связаны с диверсификацией производства или созданием новых производств на основе реализуемых стратегических документов развития. Развитие зон опережающего развития предполагает глубокую диверсификацию производств: создание новых для республики отраслей экономики с соответствующим перераспределением трудовых ресурсов на основе создания новых рабочих мест. В рамках Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года территория республики условно разделена на зоны опережающего развития: Южная Якутия – горнопромышленная отрасль, лесопереработка, гидроэнергетика; Западная Якутия – нефтегазовая промышленность, добыча алмазов, лесопереработка, Северо-Восточная Якутия – добыча цветных и редкоземельных металлов. В настоящее время реализация инвестиционных проектов находится в стадии проектирования. Общая потребность в кадрах по инвестиционному проекту строительства железной дороги «Томмот-Кердем» - 0,1 тысячи человек, освоение Талаканского месторождения нефти - 1,8 тысячи человек.

Общее количество действующих рабочих мест в Республике Саха (Якутия) в 2010 году по предварительным данным составит 443,6 тысячи единиц без учета вакансий. По сравнению с 2009 годом оно сократится на 0,5%, или на 2,4 тысячи единиц.

Общее количество временных рабочих мест, запланированных сохранить или создать в рамках организации общественных работ, а также создать в сфере малого бизнеса в рамках реализации Программы за счет субсидий из федерального бюджета, составит по целевому сценарию 7 тысяч рабочих мест. Количество рабочих мест, на которые планировалось привлекать иностранных работников и которые могут быть замещены российскими гражданами (анализ процессов сокращения потребности в иностранных работниках в условиях кризиса в разрезе видов экономической деятельности), приведено в приложении № 11 к Программе.

Перечень мероприятий по системо- и градообразующим предприятиям приведен в приложении № 12 к Программе.

Прогнозные показатели баланса рабочих мест в Республике Саха (Якутия) в целом приведены в приложении № 1 к Программе.

Количество рабочих мест, которое запланировано сохранить или создать в рамках реализации Программы, должно компенсировать уменьшение количества рабочих мест в Республике Саха (Якутия), что позволит не допустить превышение запланированного уровня регистрируемой безработицы в Республике Саха (Якутия) и сохранить уровень занятости населения, запланированный на 2010 год.

Количественные показатели прогноза состояния баланса трудовых ресурсов на 2010 год приведены в приложении № 1.1 к Программе и представлены с учетом двух сценариев развития ситуации на рынке труда – оптимистического и пессимистического. Показатели целевого сценария определены на основе выбора показателей между оптимистическим и пессимистическим прогнозами с учетом принимаемых программных мер.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) реализуется республиканская целевая программа «Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы», утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года № 1781. Основные планируемые показатели данной программы на 2010 год в сравнении с основными показателями Программы дополнительных мер приведены в приложении № 1 к Программе и свидетельствуют о том, что мер, предусмотренных в рамках данной Программы, недостаточно для снижения ожидаемого роста безработицы. В рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы» в 2010 году предусмотрено обеспечить временную занятость 5,0 тысяч человек (численность участников программ временной занятости), направить на профессиональное обучение 3,5 тысячи человек.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом складывающейся ситуации на рынке труда численность привлеченных иностранных работников по квоте на 2010 год сокращена на 31,2% (с 22,1 тыс. чел. до 15,2 тыс. чел.). При этом уменьшение привлечения иностранной рабочей силы будет компенсировано за счет местных трудовых ресурсов путем их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства (6,9 тыс. чел.).

Программа включает дополнительные мероприятия по следующим направлениям:

1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников).

2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу.

3. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.

4. Содействие трудоустройству инвалидов.

5. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

6. Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.

При расчетах общего объема финансирования учтены только средства, необходимые на реализацию мероприятий Программы, предусматриваемые за счет средств федерального бюджета в виде субсидии, и средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

 

2. Система мероприятий Программы

 

№ п/п
    

Наименование задачи, мероприятия
    

Срок исполнения
    

Ответственные исполнители

Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников,

находящихся под риском увольнения

1.
    

Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения
    

II-IVкварталы
    

Центры занятости населения, образова-тельные учреждения, предприятия (приложение № 10

к Программе)

1.1.
    

Формирование перечня организаций, в которых будет применяться опережающее профессиональное обучение
    

Iквартал
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

1.2.
    

Определение объемов и направлений опережающего профессионального обучения, включая организацию стажировки на рабочем месте, с учетом профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых работников и приоритетов социально-экономического развития
    

Весь период
    

Комитет занятости населения РС(Я)

1.3.
    

Оценка возможностей системы профессионального образования Республики Саха (Якутия) в организации опережающего профессионального обучения высвобождаемых граждан, включая возможности самих организаций и предприятий (учебные комбинаты, производственное обучение, ученический договор и другие виды) по профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения
    

февраль
    

Комитет занятости населения РС(Я)

1.4.
    

Подготовка перечня образовательных учреждений (организаций), на базе которых будет проводиться опережающее профессиональное обучение, втом числе перечней самих организаций и предприятий (учебные комбинаты, производственное обучение, ученический договор и другие виды) по профессиональному обучению работников, находящихся под риском увольнения
    

март
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

1.5.
    

Разработка Порядка организации опережающего профессионального обучения
    

январь
    

Комитет занятости населения РС(Я)

1.6.
    

Формирование перечня работодателей, где будут трудоустроены высвобождаемые работники после окончания опережающего профессионального обучения, в том числе для кадрового обеспечения инвестиционных проектов
    

март
    

Комитет занятости населения РС(Я)

1.7.
    

Организация профессионального обучения граждан для последующей работы в сфере предпринимательской деятельности
    

II-IVкварталы
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

 

Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест

2.1.
    

Организация общественных работ, временного трудоустройства у работодателей и на социально значимых объектах для работников, находящихся под угрозой увольнения, и для незанятых граждан в трудоизбыточных территориях
    

I-IVкварталы
    

Центры занятости населения, работодатели (приложение № 5

к Программе)

2.1.1.
    

Формирование прогноза потребности дополнительного финансирования оплачиваемых общественных работ, временных работ в депрессивных и трудоизбыточных территориях из средств федерального бюджета и бюджета РС(Я) для безработных и ищущих работу граждан, а также работников, находящихся под угрозой увольнения
    

апрель
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

2.1.2
    

Организация общественных работ, временных работ для безработных и ищущих работу граждан, а также работников, находящихся под риском увольнения, в соответствии с предложениями, разработанными органами местного самоуправления, по перечню работодателей, численности участников мероприятий, объемам и видам общественных работ
    

I-IVкварталы
    

Центры занятости населения, работодатели (приложение № 5

к Программе)

2.1.3.
    

Оценка численности выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, выходящих на рынок труда в 2010 году
    

март
    

Министерство науки и профессионального образования РС(Я), Комитет занятости населения РС(Я)

2.1.4.
    

Определение объемов расходов на реализацию мероприятий по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы
    

январь
    

Комитет занятости населения РС(Я)

2.1.5.
    

Формирование перечня работодателей для организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы
    

январь
    

Комитет занятости населения РС(Я)

2.2
    

Создание оборудованных рабочих мест для инвалидов
    

Весь период
    

Центры занятости населения

2.3.
    

Оказание информационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам предпринимательства и самозанятости
    

Весь период
    

Центры занятости населения

2.3.1.
    

Обучение основам предпринимательской деятельности и профессиям для организации самозанятости
    

II-IVкварталы
    

Образовательные учреждения, предприятия (приложение № 10

к Программе)

2.3.2.
    

Предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета безработным гражданам на развитие предпринимательской деятельности и самозанятости
    

I-IVкварталы
    

Центры занятости населения

 

Задача 3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения

3.
    

Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения вакантных рабочих мест
    

I-IVкварталы
    

Центры занятости населения

3.1.
    

Формирование системы содействия трудоустройству граждан с оказанием адресной поддержки для переезда в другую местность для замещения вакантных рабочих мест, в т.ч. в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в РС(Я)
    

март
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

3.2.
    

Организация системы информирования о возможности для переезда в другую местность, в т.ч. вахтовым методом, через размещение информации в объектах массового посещения граждан: административные здания, учреждения здравоохранения, культуры, досуга и др.
    

март
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

3.3.
    

Формирование регионального банка организаций, реализующих крупные инвестиционные проекты, с учетом заявленной прогнозной кадровой потребности
    

март
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

3.4.
    

Организация межтерриториальных ярмарок вакансий с привлечением работодателей, участвующих в реализации инвестиционных проектов
    

май, сентябрь
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

3.5.
    

Организация взаимодействия органов службы занятости с работодателями по подбору и согласованию кандидатур граждан на вахтовый и сезонный вид работы с применением оперативных технологий (электронная почта, Интернет-портал и др.)
    

II-IVкварталы
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

3.6.
    

Организация взаимодействия и информационного обмена органов службы занятости РС(Я) с органами службы занятости других регионов РФ с целью содействия трудовой миграции
    

II-IVкварталы
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

 

Задача 4. Общепрограммные мероприятия

4.1.
    

Ведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников
    

Весь период
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

4.2.
    

Анализ данных мониторинга, подготовка прогнозных расчетов по дальнейшей реализации Программы
    

Весь период
    

Комитет занятости населения РС(Я), центры занятости населения

4.3.
    

Организация трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования
    

Весь период
    

Центры занятости населения, министерства, ведомства

4.4.
    

Мероприятия по снижению потребности в привлечении иностранной рабочей силы
    

Весь период
    

Центры занятости населения, образовательные учреждения, предприятия (приложение № 8

к Программе)

4.5.
    

Информирование населения о государственных услугах, предоставляемых органами службы занятости, и снижении напряженности на рынке труда РС(Я)
    

Весь период
    

Центры занятости населения, Комитет занятости населения РС(Я)
                        

 

3. Механизм реализации мероприятий Программы и контроль

за ходом ее выполнения

 

Комитет занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) является ответственным органом исполнительной власти за реализацию мероприятий Программы.

Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на счет республиканского бюджета, открытый уполномоченному органу в Управлении Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) в установленном порядке, а также за счет ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Государственные учреждения службы занятости - центры занятости населения (далее - Центры занятости), бюджетные учреждения, муниципальные районы и поселения являются получателями субсидий на финансовое обеспечение мероприятий Программы.

Учет операций по расходованию субсидий осуществляется на лицевых счетах, открытых Центрами занятости, муниципальными образованиями и бюджетными учреждениями республики в финансово-казначейских управлениях Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Департамента республиканского казначейства Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы определяется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия), предусматривающим утверждение Положений о порядке расходования средств и реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Республики Саха (Якутия).

Реализация дополнительного мероприятия «Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения» осуществляется на основании договоров, заключенных между Центром занятости, работодателем, работником, находящимся под риском увольнения, и образовательным учреждением. Опережающее профессиональное обучение граждан осуществляется в соответствии с постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 года № 3/1
«Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения».

Обучение проводится на базе образовательных учреждений, а также на учебной базе организаций и предприятий по итогам конкурсного отбора.

Отбор учреждений, организаций для опережающего профессионального обучения работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Реализация дополнительного мероприятия «Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу» осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 года № 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ», а также административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости. При реализации данных мероприятий требования Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не применяются.

Средства на реализацию мероприятий Программы предусматриваются на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления, включая перечень работодателей, численность участников мероприятий, объемы и виды общественных работ. Распределение средств по министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия), по городским округам и муниципальным районам утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).

Реализация дополнительного мероприятия «Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы» осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации, а также административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости. При реализации данных мероприятий требования Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не применяются.

Средства на реализацию мероприятий Программы предусматриваются на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления, включая перечень работодателей, численность участников мероприятий. Распределение средств по министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия), по городским округам и муниципальным районам утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).

Реализация дополнительного мероприятия «Содействие трудоустройству инвалидов» осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации. При реализации данных мероприятий требования Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не применяются.

Средства на реализацию мероприятий Программы предусматриваются на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления, включая перечень работодателей, численность участников мероприятий. Распределение средств по министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия), по городским округам и муниципальным районам утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).

Реализация дополнительного мероприятия «Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан» осуществляется на основании договоров, заключенных между Центром занятости и безработным гражданином.

Субсидии безработным гражданам выделяются при условии положительной оценки независимой экспертизы бизнес-плана. Порядок проведения конкурса и условия предоставления финансовой поддержки определяются Правительством Республики Саха (Якутия). Безработные граждане, получившие государственную поддержку на создание собственного дела, вносятся в реестр получателей поддержки в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Реализация дополнительного мероприятия «Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения вакантных рабочих мест, в т.ч. создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов» осуществляется на основании договоров, заключенных между Центром занятости, ищущим работу гражданином, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости, и работодателем.

Данный вид государственной поддержки реализуется путем организации системы оперативного предоставления гражданам информации о возможностях трудоустройства в другой местности, а также компенсации их транспортных расходов, суточных расходов за время следования к месту работы и обратно, расходов по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности в условиях отсутствия возможности найти работу по месту жительства.

В целях обеспечения гибкости при реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Республики Саха (Якутия) на 2010 год  Правительство Республики Саха (Якутия) делегирует рабочей группе по направлению «Рынок труда» при Межведомственной комиссии по разработке мер по снижению негативных последствий финансового кризиса на экономику Республики Саха (Якутия) полномочия по внесению изменений в перечни организаций – участников Программы.

Координацию выполнения Программы и предоставления отчетности осуществляет Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).

Комитет занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) осуществляет:

обеспечение реализации мероприятий Программы за счет финансирования из федерального бюджета и государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

подготовку информации и отчетов о выполнении Программы;

подготовку предложений по корректировке Программы;

совершенствование механизма реализации Программы;

контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным и в полном объеме выполнением мероприятий Программы.

Комитет занятости населения при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) ежеквартально, не позднее
15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет о расходах консолидированного бюджета по установленной форме.

Общий контроль выполнения Программы осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия).

 

4. Финансирование мероприятий Программы

Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Республике Саха (Якутия) на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия), организуемых вне рамок переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, а также средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Общий объём финансирования Программы в 2010 году составит 379 034,45 тысячи рублей, в том числе:

субсидия федерального бюджета - 333 780,30 тыс. рублей (88,1% от общего объема финансирования);

средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 45 254,15 тыс. рублей (11,9% от общего объема финансирования).

Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере 45 254,15 тыс. рублей направляются на выплату районного коэффициента участникам мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных – 1600 человек.

Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приводится в приложениях № 3-9 к Программе.

Реализация мероприятий Программы осуществляется поэтапно: 1-й этап – первое полугодие 2010 года, 2-й этап – второе полугодие 2010 года.

Этапы реализации Программы определены в соответствии с порядком перечисления бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств с учетом специфики реализации дополнительных мероприятий (сроки проведения конкурсных процедур по опережающему обучению, организационные мероприятия по организации общественных работ, самозанятости и переезда граждан).

 

Обоснование и расчет объемов средств на реализацию мероприятий Программы

1.    Размер софинансирования мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения:

        Niopobproezd

Si opob = Pi opob*Ni opob + ∑(Pi proezd + Pi syt + Pi proj), где:

       n=1

 

Siopob– размер субсидии на реализацию дополнительного мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения;

Piopob– средняя стоимость курса обучения, сложившаяся в Республике Саха (Якутия), скорректированная на уровень инфляции, при средней продолжительности курса обучения 6 месяцев – 16805,62 рублей;

Niopob– численность участников мероприятия по опережающему обучению работников, находящихся под угрозой увольнения – 1500 человек;

Niopobproezd– численность участников мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения, которые будут направлены на опережающее профессиональное обучение вне места постоянного проживания – 108 человек;

Piproezd– размер авансирования или возмещения расходов на проезд к месту обучения в другую местность и обратно – 6462,96 рублей;

Pisyt– размер суточных расходов, осуществляемых за время следования к месту обучения и обратно (в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования) – в среднем получается 100 руб.*1.6111 дня = 161,11 руб. (в расчет принималось только время пребывания в пути полные сутки - на 51 человека);

Piproj– расходы по найму жилого помещения на время пребывания в другой местности (550 рублей в сутки при средней продолжительности обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, 20,808 дней) – 550 руб.*20,808 дней = 11444,44 рублей.

Siopob= 16805,62*1500 + 108*(6462,96 + 161,11 + 11444,44) = 27 159 829 рублей.

Расходы на информационное сопровождение реализации мероприятия в размере не более 0,5 процента от общего размера субсидии:

27 159 829 * 0,5% = 135 799 рублей.

Расходы на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на оплату проезда к месту обучения в другую местность и обратно, суточных расходов за время следования к месту обучения и обратно, расходов по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности:

108 * (6462,96 + 161,11 + 11444,44) * 0,5% = 9 757 рублей.

Всего расходов на опережающее обучение работников, находящихся под угрозой увольнения:

27 159 829 + 135 799 + 9 757 = 27 305 385 рублей.

Дополнительных мероприятий по опережающему профессиональному обучению штурманов и бортинженеров не предполагается в связи с отсутствием угрозы увольнения в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпаний на современные воздушные суда.

2. Размер субсидии на реализацию дополнительного мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, включает возмещение работодателю затрат на оплату труда
(с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды):

Si obrab = Pi obrab * Ni obrab * Fi obrab,где:

 

Siobrab– размер субсидии на реализацию дополнительного мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу;

Piobrab– размер возмещения работодателю затрат на оплату труда участников мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу(минимальный размер оплаты труда, увеличенный на районный коэффициент и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды);

МРОТ – минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 4330 рублей, с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:

4330 * 1,729261 * 1,262 = 9449,48 рублей.

Niobrab– количество рабочих мест для трудоустройства участников мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу– 5000 человек;

Fiobrab– период участия в общественных работах, временном трудоустройстве (средняя продолжительность 3,0 месяца).

Siobrab= 5000 х 9449,48 х 3,0 = 141 742 200 рублей.

Расходы на информационное сопровождение реализации мероприятия в размере не более 0,5 процента от общего размера субсидии:

141 742 200 * 0,5% = 708 711 рублей.

Расходы на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию мероприятия:

141 742 200 * 0,5% = 708 711 рублей.

Всего расходов на организацию общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу:

141 742 200 + 708 711 +  708 711 = 143 159 622 рубля.

3. Размер субсидии на мероприятие по организации стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы включает возмещение работодателю затрат на оплату труда (с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) стажирующихся выпускников, а также затраты на выплаты за наставничество (с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды):

Sistvp= (Pistvp*Nistvp+ Pinast*Nisvpnast)*Fistvp, где:

Sistvp– размер субсидии на реализацию дополнительного мероприятия по организации стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

Pistvp– размер возмещения работодателю затрат на оплату труда участников мероприятия по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы (в месяц не более установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды);

МРОТ – минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 4330 рублей, с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды:

4330 * 1,498426 * 1,262 = 8188,09 рубля.

Pinast– размер возмещения работодателю затрат на выплаты за наставничество (в месяц не более ½ установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды);

4330 / 2 * 1,603433 * 1,262 = 4380,95 рубля.

Nistvp– количество рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений, участвующих в мероприятии по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы –
705 человек;

Nisvpnast– численность выпускников образовательных учреждений, стажирующихся под руководством наставников – 83 человека;

Fistvp– период участия в мероприятии по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы (средняя продолжительность 4,35 месяцев).

Sistvp= (8188,09*705 + 4380,95*83) * 4,35 = 26 692 567 рублей.

Расходы на информационное сопровождение реализации мероприятия в размере не более 0,5 процента от общего размера субсидии:

26 692 567 * 0,5% =  133 463 рубля.

Расходы на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию мероприятия:

26 692 567 * 0,5% =  133 463 рубля.

Всего расходов на организацию стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы:

26 692 567 + 183 159 + 183 159 = 26 959 493 рубля.

4. Размер субсидии на реализацию дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов:

Sisodinv= Pisodinvob*Nisodinv, где:

Sisodinv– размер субсидии на реализацию дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов;

Pisodinvob– размер возмещения работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального рабочего места для трудоустройства инвалида, составляющий не более 30,0 тыс.рублей за 1 рабочее место;

Nisodinv– количество оснащенных специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов – 170 мест.

Sisodinv= 30 000 * 170 = 5 100 000 рублей.

Расходы на информационное сопровождение реализации мероприятия в размере не более 0,5 процента от общего размера субсидии:

5 100 000 * 0,5% =  25 500 рублей.

Всего расходов на реализацию дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов:

5 100 000 + 25 500 = 5 125 500 рублей.

5. Размер субсидии на реализацию дополнительного мероприятия по содействию  самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан:

Si sodpred = Pi sodpred*Ni sodpred + Pi sodpred dop*Ni sodpred dop,где:

Sisodpred- размер субсидии на реализацию дополнительного мероприятия по содействию  самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

Pisodpred– сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице, увеличенной на районный коэффициент (максимальный размер пособия по безработице – 4900 рублей):

4 900 * 12 * 1,478625 = 86 943,15 рубля.

Nisodpred– численность безработных граждан, открывших собственное дело – (1600 человек);

Pisodpreddop– сумма 12-кратной максимальной величины пособия по безработице (максимальный размер пособия по безработице – 4900 рублей):

4 900 * 12 = 58 800 рублей.

Nisodpreddop– количество рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, созданных безработными гражданами, открывшими собственное дело (400 человек).

Sisodpred=86943,15*1600 + 58 800*400 = 162 629 040 рублей.

Расходы на информационное сопровождение реализации мероприятия в размере не более 0,5 процента от общего размера субсидии:

162 629 040 * 0,5% =  813 145 рублей.

Расходы на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств на реализацию мероприятия:

162 629 040 * 0,5% =  813 145 рублей.

Всего расходов на реализацию дополнительного мероприятия по содействию  самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан:

162 629 040 + 813 145 + 813 145 = 164 255 330 рублей.

6. Размер субсидии на реализацию дополнительного мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов:

Siadrpod= (Piproezd+ Pisyt+ Piproj)*Niadrpod, где:

Siadrpod- размер субсидии на реализацию дополнительного мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;

Piproezd- размер авансирования или возмещения расходов на проезд к месту работы в другую местность и обратно в размерах в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 июля 2007 г. № 422 – 26 132,16 рубля (транспортное обеспечение в республике осуществляется, в основном, авиационным транспортом);

Pisyt- размер суточных расходов, осуществляемых за время следования к месту работы и обратно (в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования) – 100*3 = 300 рублей;

Piproj- расходы по найму жилого помещения за время пребывания в другой местности (550 рублей в сутки при средней продолжительности 40 дней) – 550*40 = 22 000 рублей;

Niadrpod- численность участников мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест – 250 человек.

Siadrpod= (26132,16 + 300,00 + 22000,00)*250 = 12 108 040 рублей.

Расходы на информационное сопровождение реализации мероприятия в размере не более 0,5 процента от общего размера субсидии:

12 108 040 * 0,5% =  60 540 рублей.

Расходы на оплату банковских услуг, связанных с перечислением средств
на реализацию мероприятия:

12 108 040 * 0,5% =  60 540 рублей.

Всего расходов на реализацию дополнительного мероприятия по оказанию адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов:

12 108 040 + 60 540 + 60 540 = 12 229 120 рублей.

Общий размер субсидии:

Si= Siopob+ Siobrab+ Sistvp+ Sisodinv+ Sisodpred+ Siadrpod,

 

Si= 27 305 385 + 143 159 622 + 26 959 493 + 5 125 500 + 164 255 330 + 12 229 120 =

= 379 034 450  рублей.

 

5. Оценка эффективности реализации Программы

 

Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.

В результате реализации Программы в 2010 году будет обеспечена занятость:

после прохождения опережающего профессионального обучения не менее 1,5 тыс. человек;

на 5 тысяч временных рабочих местах в рамках проведения общественных работ – не менее 5 тысяч человек;

705 выпускников с последующим их трудоустройством путем организации их стажировки;

170 инвалидов на рабочих местах, оборудованных для их работы;

в результате переезда к новому месту работы на рабочих местах постоянного и временного характера – не менее 250 человек;

в сфере малого бизнеса и самозанятости – 2 тысячи человек – на новых рабочих местах, созданных безработными гражданами, организовавшими собственное дело.

Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы. Численность безработных граждан к концу 2010 года не превысит 14,5 тысячи человек, уровень зарегистрированной безработицы не превысит 2,6% от численности экономически активного населения. Напряженность на рынке труда снизится до 3 человек
на 1 вакансию.

 

6. Сроки реализации Программы

Срок реализации Программы установлен исходя из сложившейся социально-экономической ситуации в условиях экономического кризиса. Программа носит оперативный характер, период реализации Программы – 2010 год.

 _____________________