"Молодежь Якутии" от 08.04.2010 г.
Ирина Романова
"Если выпускник вуза не нашел работу
У одиннадцатиклассников скоро начнется горячая пора - выпускные экзамены, а вместе с этим подойдет время ответить на жизнеопределяющие вопросы - какую профессию выбрать и куда поступить? При выборе важно учесть степень востребованности будущей специальности на рынке труда. Ведь не секрет, что, окончив вуз или ссуз, выпускник часто испытывает трудности с трудоустройством. Поэтому, выбирая будущую специальность, надо взвесить все «за» и «против».
Кто востребован??
?Самыми популярными профессиями современности на сегодня являются:?
— главный бухгалтер (финансы, бухгалтерский учет); ?
— кредитный эксперт (банки и инвестиции); ?
— менеджер по продажам (ТНП/FMCG); ?
— программист (IT и телекоммуникации); ?
— прораб (строительство, архитектура); ?
— логист (транспорт, логистика);?
— маркетолог (маркетинг, реклама, PR); ?
— HR-менеджер (кадровые службы, HR); ?
— юрист широкого профиля (юриспруденция); ?
— инженер на производстве (производство, технологии). ?
Также на рынке труда ощущается острая необходимость в специалистах областей «на стыке»: юрист-экономист, журналист-аналитик. Миграция из одной профессии в другую позволяет человеку быть универсальным, современным и в некотором роде незаменимым. Согласитесь, что, имея несколько образований, специалист уже меньше зависит и от рейтинга профессий, и от рынка труда.?
Эксперты отмечают, что сегодня имеет смысл обратить внимание на профессию инженера. В конце прошлого века престиж этой профессии в России заметно упал. Однако российское инженерное образование остается одним из самых качественных и конкурентоспособных на мировом рынке. Российские и западные компании всё более активно развивают производство в России и всё чаще испытывают нужду в хорошо подготовленных инженерных кадрах. Возрос интерес к предпринимательству и созданию собственного бизнеса. Труднее всех придется в ближайшее время людям с общим гуманитарным образованием. Сейчас на рынке труда ценятся специалисты с сертификатами языковых курсов и с дипломами в области техники и финансов, менеджмента и рекламы, маркетинга и юриспруденции, а также внешнеэкономической деятельности.?
Молодежь должна учесть, что ситуация на рынке труда меняется в среднем каждые пять лет, и выбрать такую специальность, которая бы была достаточно востребованной и через пять лет. ?
Если вас привлекают профессии в области финансов, инвестиций, продаж и коммерции, новых технологий и маркетинга, то вы будете востребованы сегодня и интересны для рынка в ближайшие пять лет. Если у вас широкий круг интересов, приобретайте несколько специальностей и разнообразные навыки — и вы станете междисциплинарным специалистом, а значит, будете не только востребованы, но и менее зависимы от рейтинга профессий и динамики рынка труда. Если же ваше призвание не входит в число популярных и хорошо оплачиваемых профессий нашего времени, если вы — носитель «вечных ценностей» (учитель, военный, ученый, врач), тогда можете рассчитывать на народное признание, но при условии, что станете высококлассным профессионалом, ибо последние всегда в цене.?
?Как трудоустроиться выпускнику вуза??
?Как информировали нас в Комитете занятости населения республики, в 2009 году наибольшие трудности с трудоустройством испытывали инженеры, экономисты, учителя. Среди окончивших ссузы невостребованными оказались техники, бухгалтеры, экономисты. Среди выпускников учреждений начального профессионального образования наиболее часто признавались безработными слесари, операторы ЭВМ и электрогазосварщики. ?
Что же все-таки делать, если выпускник не смог найти работу? Как сказали специалисты Комитета занятости, в декабре 2008 года была принята антикризисная Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия). Носит она краткосрочный характер – будет действовать до конца 2010 года. Имеет шесть направлений: ?
1. Организация общественных работ и временного трудоустройства, находящихся под риском увольнения.?
2. Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения.?
3. Стажировка выпускников.?
4. Содействие трудоустройству инвалидов.?
5. Адресная поддержка граждан, переезжающих в другие местности для работы.?
6. Содействие самозанятости.?
Стажировка выпускников является одним из направлений работы по данной Программе: выпускника вуза, который не смог трудоустроиться в течение года после его окончания, трудоустраивает Служба занятости. Выпускник работает в течение 6 месяцев на предприятии или организации, а Служба занятости направляет работодателю финансовые средства для выплаты стажеру минимальной заработной платы. По прошествии полугода работодатель решает, взять на работу этого выпускника или нет. Таким образом, молодому человеку дается шанс проявить себя перед работодателем. Главное, он приобретает столь необходимый опыт работы. Ведь именно из-за его отсутствия молодой специалист часто не может устроиться на работу. ?
В 2010 году антикризисной программой предусмотрено из средств федерального бюджета 26,9 миллиона рублей для организации трудоустройства 705 выпускников на стажировку. На конец марта 2010 года заключено 11 договоров на трудоустройство 26 выпускников. Договоры заключены с пятью администрациями наслегов, редакцией газеты «Амма олого», МУП «Коммунсервис» Амгинского улуса, УНО Анабарского улуса и др. Приступили к работе 24 выпускника. Трудоустроены они по специальностям: экономист, бухгалтер, делопроизводитель и др. Освоение составило 181 тысячу рублей.?
Если посмотреть данные, предоставленные Комитетом занятости населения республики за 2009 год, то можно отметить, что были заключены договоры на организацию стажировки 480 выпускников учреждений профессионального образования всех уровней. Из 173 предприятий, заключивших договоры на организацию стажировки молодых специалистов, большинство составляют администрации поселений и бюджетные учреждения. 74% трудоустроенных выпускников стажируются по полученной или смежной специальности.?
Наибольшее количество выпускников трудоустроено на предприятия различных форм собственности, по финансово-экономическим специальностям – 82 человека, 42 выпускника трудоустроены по педагогическим специальностям, нашлась работа для 30 юристов, 7 из них проходят стажировку в администрациях муниципальных образований. ?
После прохождения стажировки на предприятиях Якутска 43% молодых специалистов трудоустроены на постоянную работу. ?
В соответствии с Программой дополнительных мер 18 выпускников решили заняться предпринимательской деятельностью и получили субсидии на создание собственного дела. Для этого они получили официальный статус безработного по месту жительства. Также в соответствии с Программой семь выпускников вузов воспользовались услугами по получению адресной поддержки для переезда в другую местность.?
Всего в прошлом году в республике было трудоустроено 1260 выпускников из числа обратившихся в поисках работы. Уровень их трудоустройства был выше, чем в 2008 году – 62% против 53%.?
В заключение хочется посоветовать абитуриентам выбирать специальность по душе, но обязательно учитывать востребованность профессии на рынке труда.?
?Куда вы будете поступать??
?«МЯ» побывала в СШ №23 и поинтересовалась у нынешних выпускников, какие профессии они выбрали, и считают ли они выбранную специальность востребованной в нынешнее время? ?
?Васильев Артем, ученик 11 «В»:?
— Меня привлекает специальность «прикладная математика и информатика». Буду поступать в Санкт-Петербургский госуниверситет информатизации, точной механики и оптики.?
Я плотно занимаюсь математикой и информатикой, у меня есть определенные успехи в олимпиадах. Наверное, что-то мне передалось генетически, поскольку мой отец тоже работает в этой области. Думаю, что информатика будет всегда востребована, так как технологии постоянно развиваются. Вот, например, недавно Президент России Дмитрий Медведев собирал успешных студентов, олимпиадников и объявил о создании технопарка. Это тоже дает определенный шанс найти работу. ?
?Дегтярев Игорь, ученик 11 «В» класса:?
— Я выбрал специальность политолога, потому что мне нравятся гуманитарные предметы – обществознание и история. В этой профессии есть ряд положительных сторон. К примеру, политологи учат алгебру, проходят и экономику, и юриспруденцию, и политологию. То есть политолог – специалист широкого профиля, он обязан очень много знать, чтобы грамотно оценивать политическую ситуацию. Мне нравится универсальность этой профессии. Могу работать в школе учителем истории или английского языка, поскольку специальность будет позволять. А также в университете смогу преподавать студентам политологию. Знаю, что политологов выпускают очень мало, их единицы. Поэтому хочу поступить в Государственный университет – Высшую школу экономики.?
Григорьева Екатерина, ученица 11 «Б» класса:?
— У меня тяга к иностранным языкам, поэтому, скорей всего, буду поступать на ФИЯ ЯГУ. Но даже если не здесь поступлю, а в другом городе, все равно моя будущая профессия будет связана с иностранными языками. Со второго класса изучаю английский. После поездки в Бельгию появился стимул изучать французский язык. Я еще не определилась с выбором языка. В будущем хотела бы устроиться на работу в турфирму переводчиком, либо поехать во Францию или Бельгию преподавать русский язык. Для меня худший вариант – это быть учителем в школе, но если надо – придется работать. Если с английским и французским не получится, возможно, подам документы на восточные языки. Знание восточных языков и сегодня, и в будущем будет востребовано. Работу в любом случае, думаю, найду. ?
?Кузнецова Надежда, ученица 11 «Б» класса:?
— Меня интересуют юриспруденция и иностранные языки. В связи с глобализацией знание языков очень востребовано сейчас. Поэтому я изучаю два языка – английский и немецкий. Что касается юриспруденции, на мой взгляд, это очень хорошая, востребованная специальность. Юристы всегда будут нужны. Тем более, что есть много специальностей, связанных с юриспруденцией — например, международное право, предпринимательское право. Я еще не определилась с выбором. Возможно, выберу предпринимательское право. По окончании вуза, думаю, без работы не останусь, так как хочу открыть свое предприятие, стану частным предпринимателем.
|